Среда, 16.06.2021, 03:24

               Международная организация

  традиционной и нетрадиционной медицины

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Другие статьи [0]
Друзя сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мистика + наука = ?

Мистика + наука = ?

   Наука о мистике, или объяснение мистики с научной точки зрения. Возможно ли мирное сосуществование и ”дружба” науки, религии и магии?

            Теперь о том, о чём не очень любят писатели писать, а читатели читать (ну кому же приятно читать о себе неприятное!) - о сочетании мистических  и научных знаний (кстати очень выгодном с коммерческой точки зрения издательскому бизнесу). Само такое сочетание во многом спровоцировано развитием науки и выплёскиванием на головы обывателей огромного количества непонятной информации, поддерживаемой появлением современных информационных технологий, а также интенсивными политическими процессами  произошедшими в Европе за последние 300 лет (особенно за последние 100 лет). Появление на научных горизонтах квантовой релятивистской физики, электромагнитной биологии и космобиологии, а также необходимость  освоения космического пространства привело к тому, что начиная с 1950 - х годов начали появляться совершенно невероятные теории, разрабатываемые учёными естествоиспытателями с философским складом ума, которые окончательно ”свели с ума” обывателей (обзор этих теорий и их значения для нашей цивилизации я даю в своей книге).

            В этой связи невозможно обойти, хотя бы кратко не раскрыв, вопрос о знании и сознании. Ибо желание человека познать истину привело и Вас, уважаемый читатель к моей статье. Существует целая наука о знаниях и познании (теория познания) - ГНОСЕОЛОГИЯ, которая изучает способности человека (Вас, читатель) познавать действительность, постигать истину. Даже краткое знакомство (не говоря уж о подробном) с основами гносеологии и овладение методологией и аппаратом познания, позволит Вам, читатель, гораздо быстрее и эффективнее понять и использовать на практике те знания,  к которым Вы стремитесь. Конечно в своём реферате я не смогу раскрыть и эти и многие другие важные вопросы, но даже поверхностное изложение даст Вам понятие о перспективах движения в этом направлении.

            Итак, соотношение истинного и ложного в знаниях - это одна из центральных проблем в гносеологии. Вначале о известных сегодня формах знаний (парные формы, по сути враждующих, конкурирующих между собой, систем знаний):

·      теоретическая, фундаментальная наука (физика, химия и т.п.) и теология,

·      психология (социология и т.п.) и астрология,

·      математика и искусство,

·      прикладная наука (кибернетика и т.п.) и магия,

·      философия  и мифология.

            Что же является основанием для конкуренции между этими системами (разумеется кроме субъективной претензии на исключительную истинность)?

            Несколько ключевых понятий.

            ИНФОРМАЦИЯ - одна из компонент объективной реальности (две другие - энергия и вещество), наиболее влияющая на формирование знаний о всём разнообразии самой объективной реальности.

            ЗНАНИЕ - субъективный образ объективного мира, отражение объективной реальности во внутреннем (субъективном) мире человека. В наиболее простом виде  знание появляется в результате работы сознания (то есть деятельности мозга) в процессе деятельности субъекта (конкретного человека), причём  знания  всегда в той или иной степени имеют отношение к  окружающему нас миру, относительно независимому от самого познавательного процесса. То есть всё, что твориться у нас в сознании и в целом является продуктом работы всей психики (точнее нейрофизиологических процессов в нашем теле), имеет отношение к знанию и есть его различные формы (информация проходящая через сознание субъекта усваивается им как знание, меняющее в свою очередь само сознание, подобно добавлению в сосуд с чем-либо ещё чего-либо).

            СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности. Сознание нами воспринимается, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, желаний, эмоций и т.п. психических явлений. Сознание всегда связано как-то со знанием и влияет на него, примерно также как влияют друг на друга форма и содержание. И ещё, знание больше связано с познаваемым  объектом, а сознание - с отношением к нему (объекту знания-познания). То есть - на знания больше влияют природные качества объекта, а на сознание - состояние самого познающего объект субъекта! Это последнее утверждение очень важно для нас с Вами, читатель! Здесь видимо таятся многие проблемы нашего бытия...

            Таким  образом, одна из форм (некоторые философы считают, что единственная) существования сознания - знание. И знание, безусловно, сильное средство влияния на сознание. В свою очередь именно сознание может влиять на поведение человека, как в позитивном  так и в негативном смысле. В конце концов, именно знание и пытаюсь я передать Вам тем, кому я пытаюсь помочь, в том числе и Вам, уважаемый читатель, поэтому я просто обязан объяснить, чем я "кормлю" человека и что в результате этого может получиться. Кроме того, желательно уметь людям и самостоятельно в этом разбираться, так как тот, кто даёт может лгать для того, чтобы тот, кто берёт взял охотнее...

            Мне и Вам нужен ответ на вопрос: существует ли знание без сознания и сознание без знания (сами слова не допускают сомнений, казалось бы)? Выше я постарался обосновать ответ - нет, не может! Сам этот вопрос казалось бы абсурден, но в жизни это совсем не так. Мы иллюзорно надеемся, что нам удаётся избежать влияния на наше сознание знаний и наоборот. Это приводит к неожиданным результатам и шоковому состоянию от сюрпризов, преподносимым нам жизнью, как расплата за эту иллюзию. Итак, если наше сознание отделяет от себя самого знание и его познаёт, то оно ничего другого не делает, как обманывает самого себя! И в тоже время утверждение того что сознание существует в чистом виде без знаний делает его ненужным  для существования знаний... Видимо всё это возможно из-за путаницы: информация приравнивается к знаниям, отождествляется с ней (конечно же информация может и существует независимо от того, осознаёт её кто-либо или нет). Так человек приходит к выводу, что нечего и нечем познавать, и поэтому незачем развивать сознание, так как есть чистое знание, которое просто надо научиться  брать и с пользой применять (будто можно чему-либо серьёзному научиться  бессознательно!).

            Кстати, интересно, глядя на себя в зеркало, Вы ясно осознаёте, что видите в зеркале: себя самого или всего лишь собственное отражение (попробуйте поднять правую руку - какую руку поднимет Ваше отражение?)? Смешно казалось бы, но большинство из вас не задумывается над такими простыми вещами, часто принимая за истину то , что таковой не является... И не надо в таком случае удивляться, если ваши ожидания не оправдываются, ведь Вы ждали то, что в принципе невозможно получить... Не поняв  и не приняв это, невозможно найти путь для духовного развития.

            Теперь о том, что же объединяет и для чего вообще нужны человеку знание и сознание? Я лично глубоко убеждён, что  мне например, каждый раз, когда я усваивал новые знания приходилось так или иначе проверять их на практике или доказывать их усвоение на экзаменах. Что-то получалось, а что-то нет. Безусловно, то что у меня получалось мною ценится больше всего, а то что не получалось иной раз приходилось использовать для обмана (с целью или без цели) других людей. Но были и есть такие знания, которые приобретались мною исходя из практической деятельности, для которой их часто не хватало... И ещё, есть интуиция, существующая в виде ощущения, что так должно быть неизвестно почему. Сейчас я понимаю, что есть также знания, которые я использую не осознавая этого (по крайней мере некоторое время), например знания о том, как надо дышать, ходить и многое другое. Попробуем условно разделить всё Знание на части:

·         часть знаний нами может не осознаваться ( никогда или некоторое время), но активно использоваться на практике, назовём эти знания Практическими навыками, это в некотором роде Бытовые знания,

·         часть знаний приобретается для совершенствования уже осуществляемой практической деятельности, назовём эти знания Практическими знаниями, их часто обозначают как Образование,

·         часть знания приобретаются впрок для будущей практической деятельности (если её нет, то они никак не могут быть использованы), назовём эти знания Теоретическими знаниями, они же часто обозначаются как Научные теоретические  знания, появляются эти знания самыми последними по времени, являясь вершиной рациональности человеческого ума, они как правило ближе всего подходят к относительной (частной) истине, но и дальше всего отходят от истины абсолютной,

·         часть знаний (самая интересная) нами не осознаётся и никак не используется на практике (однако в далёком будущем эти знания становятся рано или поздно Теоретическими, потом Практическими, потом Навыками, пример: электрический ток, радио, телевидение и т.п.), можно назвать эти знания "Незнаниями", а можно Интуицией или Сверхзнаниями, здесь видимо существует скрытая возможность, своеобразный выбор - использовать или не использовать, осознавать или не осознавать их, назовём эти знания-незнания Духовными знаниями, эти знания в основном и регулируют направление и интенсивность развития человеческого общества, так как в конечном итоге они определяют отношение человека к миру, себе и обществу, образцами такого знания являются например мифы, легенды, сказки, пророчества, религиозные каноны и т.п.

            Как видим в Духовных знаниях истоки  сегодняшнего состояния нашего с Вами сознания и наших знаний о том, как надо жить. Искать ответы на вопрос, как надо жить дальше, в научных Теоретических знаниях бесполезно и опасно, они дальше всего от Абсолютной истины, но также бессмысленно и опасно искать ответы на вопросы, возникающие в отдельные моменты нашей обыденной жизни в Духовных знаниях, они могут не иметь никакого смысла и очень далеки от истины относительной... Иначе говоря, восхождение к Духовным знаниям (к Абсолютной истине)  должно происходить от Практических навыков к Практическим знаниям, далее к Теоретическим знаниям и к Духовным знаниям. Практически этот путь на понятном современном языке выглядит так:

·         реально существующая проблема или группа проблем в конкретной жизненной ситуации  конкретного человека, не преодолеваемая с помощью имеющихся у него знаний и жизненного опыта, должна привести человека к мысли о необходимости приобретения других знаний и другого жизненного опыта, которые бы помогли ему преодолеть, довлеющие над ним проблемы, причём искусственно выдуманные проблемы гарантируют часто ошибочный путь, усугубляющий положение идущего по этому пути,

·         ищется три - четыре направления (школ), предлагающих свои системы Практических знаний (методик, практик) и  среди  них, методом проб и ошибок (испытаний и наблюдений за эффективностью), выбирается одна наиболее эффективная, близкая к уже существующему образу жизни и уровню образованности, немаловажный компонент - личная симпатия к обстановке и людям, практикующим в выбранной школе,

·         параллельно и после приобретения некоторой уверенности (полное доверие вплоть до слепой веры - гарантия, как правило, ошибочного выбора пути) в правильности выбранного пути (главный критерий - позитивные изменения в жизни и некоторые сомнения в правильности и совершенстве применяемых методик), выбрать три - четыре области научных знаний (классических научных школ, занимающихся изучением решаемых проблем) и начать углублённое изучение проблемы (лучше в одном из учебных заведений, в крайнем случае под руководством соответствующего специалиста), глубина усваиваемых знаний - максимально возможная для конкретного интеллекта, до полной ясности  сущности изучаемого вопроса,

·         далее, как правило вдруг и внезапно, приходит озарение, когда ясно осознаётся, что, как и зачем надо делать в данной ситуации, мало того, появляется собственное, отличное в некоторой степени от другого, мнение о мире, человеке и обществе, выстраивающееся в стройную, логически обоснованную философско-научную концепцию, которую легко и непринуждённо можно объяснить другим людям и, чуть позже, изложить на бумаге.

            Конечно, чтобы дойти до конца необходимо терпение, время и средства, которые есть далеко не у всех... Но даже подход к заключительному этапу настолько сильно изменяет человека, что он уже не сможет жить так, как жил раньше, и естественно общество, состоящее из таких людей, принципиально изменится (необходимо примерно 10-30% людей с изменённым сознанием для начального значительного влияния на процессы, происходящие в обществе). Если рядом со стремящимися к духовному развитию людей есть Учителя (естественно не по названию, а про сути, то есть те , кто прошёл путь до конца и имеет всё, что это подтверждает - жизненный опыт, практическую деятельность, образованность, в том числе теоретически научную, умение решать собственные проблемы), то для тех кто стремится, значительно облегчается процесс развития, а на Учителя возлагается дополнительная ответственность о правильности выбираемого пути... (Подробности моих рассуждений к сожалению вынужден опустить).

             Пусть вас не пугает, что всё это для него лично недостижимо - ведь многие прошли , а это значит, что и многие тоже могут пройти, тем более, что жизнь в городских ”джунглях” заставляет нас двигаться в этом направлении, для достижения более высоких ступеней в социальной иерархии, предоставляя нам необходимые преимущества на этом пути... Не могу удержаться и не привести сравнение, Ваше сегодняшнее счастье - истина относительная, Ваша счастливая жизнь и счастье ваших близких - истина абсолютная! Можно быть счастливому и сегодня и завтра и всегда, если стремиться к этому и работать над собой для этого. И если вдруг Вы чувствуете себя несчастливым, то это всего лишь возможность и стимул стать счастливым завтра, при условии, что Вы что-то можете для этого сделать.

 

                          Роль магии в эволюции человека.

 

            Теперь несколько слов о роли в определении пути развития человечества старшей сестры (о Религии (средней сестре) и Науке (младшей) мы уже немного поговорили выше), существующей с незапамятных времён - речь пойдёт о Магии (шаманстве). Она привлекает, пугает, интересует и одновременно отталкивает людей - почему? И что такое магия вообще, какова её роль в эволюции человека? Я не могу не затронуть вопросы магии и магических действий, хотя некоторых читателей это возможно настроит на не совсем доброжелательную волну ко мне. Но мы никуда не денемся от тех мест в нашем сознании, которые насыщены информацией о магах, волшебниках, феях и колдунах, человечество очень долго накапливало и передавало эту информацию из поколения в поколение и лучше все-таки не закрывать на это глаза, а попытаться разобраться по возможности глубже...

            Маг - от греческого magos, взятого из созвучного персидского названия жрецов в древнем Иране и в соседних к нему странах (Magnєsia - древний город в Малой Азии, где издревле люди добывали естественные магниты, железная руда с магнитными свойствами). Само же слово в греческом языке c корнем ” mag...” обозначает свойства предметов быть липкими и вязкими, как тесто и включающими в себя разнообразные составляющие части.   Латинское слово magister обозначает глава,  начальник, наставник. Есть в латинском языке слово mageia, обозначающее чародейство, волшебство, колдовство.

            Начнём с раскрытия понятия - "Сверхъестественное"(иногда говорять "Метафизическое", то есть, буквально - после физики, само же слово "физика" в переводе с греческого означает - природа...). Сама идея о сверхъестественном видимо возникла от бессилия человека перед природой (точнее перед её частью) и конкретного индивидуума перед обществом себе подобных, если конечно она не была принесена в среду людей извне (относительно Человечества как такового). Мучаясь от своего бессилия и ограниченных возможностей, человек не мог не мечтать и не желать приобретения силы для покорения и изменения самих этих возможностей. То есть магия играла роль побуждающего начала к активным действиям и техники самих действий отдельных людей по изменению окружающей природной и социальной среды с помощью активного изменения своих собственных способностей и возможностей. Мне кажется, что точка зрения французского учёного К. Леви-Строса, наиболее современна и полезна для практического использования, он считал магию как психологическое и социально-психологическое воздействие на человека прежде всего и только (в этом я лично вижу некоторую ограниченность этого утверждения...). Понятно, что незнание (мистика) - является базовым элементом магии, а знание (прежде всего получаемое из конкретного опыта и результатов действий) - является базовым элементом науки. Понятно также, что интеллектуальные конструкции создаваемые человеком из незнания оказываются неизбежно загадочными и таинственными, чем и привлекают прежде всего тех людей, которые не в состоянии смириться с отсутствием хоть какой-нибудь информации о незнании.  То есть второй базовый элемент магии - это коллективное заблуждение людей в истинности результатов магического действия, основанное на желании того, чтобы это было именно так, превращающееся в коллективное убеждение в этом (вера). Впрочем тоже самое является и вторым базовым элементом и науки тоже  с той лишь разницей, что коллективное заблуждение более строго и логически обосновывается. Кроме того наука стремиться отрицать тайну и таинственность, а магия наоборот - простое и понятное сделать таинственным и непонятным.  Из этого вытекает то, что и у магии и у науки один и тот же источник - практика. Однако все эти рассуждения справедливы только в том случае, когда мы имеем дело с магией людей направленной на людей, но, однако, теряют свой смысл в случае с магией людей, направленной на природные (не связанные с людьми) явления (оставим рассуждения об этом за рамками статьи). И ещё, как магия так и наука являются мощными стимулирующими деятельность человека силами, но они же могут и наоборот, подавлять деятельность человека. Естественно это зависит прежде всего от того, кто и зачем использует эти силы... Магия, как система особых действий человека безусловно появилась гораздо раньше религии и науки, религия выросла на естественных магических ритуалах и до сих пор пропитана ими, а наука видимо появилась из магии параллельно и, может быть ,даже в противовес религии, и должна была бы её дополнять, но уж никак не отрицать, ведь это две стороны одной медали! Мне кажется, что во многом религии играет ещё и роль промежутка между наукой и магией, объединяя и, одновременно, разъединяя их. Да, наверное объединить их и невозможно, так как одна основывается на одних  фактах не замечая других, а другая замечает всё, даже то, чего нет, и не объясняя использует все  факты, как существующие в реалии, так и несуществующие, поэтому как магия так и наука сегодня существуют рядом и, видимо, так будет всегда...

 

Категория: Мои статьи | Добавил: wases (21.09.2010) | Автор: Василий
Просмотров: 1733 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz